Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.11.2017, 05:49

Логопеды Новороссийска

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады [6]
ФГОС [2]
Печатные издания [4]
Инклюзивное образование [5]

Методическая копилка

Главная » Статьи » Инклюзивное образование

Организация инклюзивного образования детей с нарушением слуха в общеобразовательной школе №33 г. Новорссийска.
Бармута Н.В.
г. Новороссийск
Организация   инклюзивного  образования   детей  с нарушением  слуха 
 в  общеобразовательной  школе № 33 г. Новорссийска.

В нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост  числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании инновационных моделей дошкольного и школьного образования в России необходимо учитывать и факт увеличения количества детей с нарушениями  слуха.

Большая часть детей с нарушением слуха в Краснодарском  крае обучается в специализированных детских садах и школах, т.е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих детей с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с нарушениями слуха. Задача системы  образования, состоит в организации условий, благоприятных для профилактики или преодолении «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие глухоты, для реализации потенциала личностного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, физического развития данной категории детей и для получения ими профессий, соответствующих их возросшим в процессе обучения способностям.

Эту важнейшую социально-образовательную проблему наиболее эффективно решает инклюзивное образование - доступное всем детям, включая детей с серьёзными физическими недостатками. Такое образование предполагает необходимость адаптации обучения к потребностям детей.

Концепция обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья  претерпела ряд изменений. В мировой практике можно условно выделить три этапа трансформации концепции:  «медицинская модель» - сегрегация; –«модель нормализации» - интеграция; «социальная модель» - инклюзия.

Наша школа имеет солидный  опыт в организации интеграции  детей с нарушением слуха  в  общеобразовательной школе.  В 1993 году был открыт класс для детей с нарушениями слуха. Это был первый и единственный интегрированный класс в Краснодарском крае. Образовательный процесс был организован по программам и учебникам специальной школы 2 вида  (для слабослышащих детей). Дети обучались с первого по двенадцатый класс и получили основное общее образование. Помимо изучения учебных предметов,  ребята в 11-ом и 12-ом классах занимались на учебно-производственном комбинате и получили профессию повар 3-его разряда.

 Им был выдан соответствующий документ.

Уже тогда, в 90-е годы, стало очевидно, что в школе, где педагогический, ученический, родительский коллективы подготовлены к приему детей с ограниченными возможностями здоровья, может быть создан психологический климат, в котором эти дети с первых шагов в общеобразовательной школе чувствует себя комфортно.

И в  сентябре 2011 года на базе нашей школы была открыта экспериментальная площадка «Инклюзивное образование детей с нарушением слуха школьного возраста». 6 учащихся с нарушением  слуха были приняты в 1-е классы(3-1а, 3 -1б). 3 ребёнка имеют двустороннюю тугоухость IV степени, двое – двустороннюю тугоухость – III степени, одна ученица имеет двустороннюю глухоту. Из них трое учащихся имеют КИ.

В течение первого года экспериментальной работы в школе предстояло одновременно решить  сложные задачи: адаптировать детей к учебной деятельности, организовать образовательный процесс, осуществлять регулярные и содержательные контакты со слышащими детьми.

Образовательный  процесс осуществляется по программе общеобразовательной школы(«Школа России). Темп выполнения программы и объём учебного материала определяются уровнем психофизического развития каждого учащегося. Такая организация работы класса обусловлена требованиям инклюзии,  а именно: программа должна идти за ребенком, а не ребенок к программе ( что происходит при  интеграции).

 В классе функционируют несколько индивидуальных подпрограмм для учащихся, нуждающихся в том или ином виде помощи.  При составлении подпрограмм учитывался ряд параметров: объем внимания отдельных учащихся, объем памяти, темп деятельности, степень двигательной активности, объем лексики, объем письменных текстов и т.д.

Материал всех уроков является интегрированным, т.е. в содержание каждого урока включается тематика из разных учебных предметов. Это обусловлено необходимостью формирования у глухих и слабослышащих детей целостной картины окружающего мира, а не его фрагментов.

Со всеми учащимися проводятся регулярные индивидуальные и групповые занятия по развитию речевого слуха, совершенствованию произношения и развитию речи. Все дети активно общаются между собой с помощью устной речи.

В конце учебного года, после проведенных коррекционно-развивающих занятий, были получены следующие результаты:

·                    У 5 учеников значительно повысился объем словарного запаса.

·                    Улучшилась внятность произношения.

·                    Усовершенствовалась слоговая структура слова.

·                     Чтение стало более выразительным, осознанным.

Важным и необходимым условием для создания комфортной среды является психологическое сопровождение. Работа психолога Мушастой Натальи Викторовны ( кандидата психологических наук) направлена на решение актуальных проблем: трудности адаптации у всех участников образовательного процесса; выбор оптимальных средств для формирования навыков учебной деятельности, познавательных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы, социальных умений у детей с нарушением слуха.

Важным направлением коррекционно-развивающей работы является формирование толерантности, направленной на развитие у «обычных» детей умения и желания дружить с детьми-инвалидами. Ежемесячно проходят уроки толерантности, где учащиеся старших классов выступают с презентациями и проводят практические занятия с детьми с нарушением слуха. 2-й год в школе проводится Неделя инклюзивного образования, в рамках которой проходят выставки рисунков и поделок, конкурс на лучший урок.

Дети с нарушениями слуха полностью освоили школьное пространство, не стесняются общаться с другими ребятами и взрослыми, с удовольствием участвуют в устных выступлениях на праздниках, принимают участие в различных конкурсах.

Наш эксперимент продолжается!

Категория: Инклюзивное образование | Добавил: Tomax (04.02.2014) | Автор: Бармута Наталья Викторовна
Просмотров: 2541 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши ссылки
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz