Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 23.11.2017, 06:45

Логопеды Новороссийска

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады [6]
ФГОС [2]
Печатные издания [4]
Инклюзивное образование [5]

Методическая копилка

Главная » Статьи » Инклюзивное образование

Методические рекомендации для работы с детьми с нарушениями слуха в общеобразовательных школах.

Методы, приемы и средства работы с детьми с нарушением слуха, которые рекомендуется использовать в общеобразовательных учреждениях

Методы, приемы и средства работы с детьми с нарушением слуха, которые рекомендуется использовать в общеобразовательных учреждениях - строго специализированы. Педагог должен помнить, что учитель не решает коррекционных задач, главное для него — сделать образовательный процесс максимально эффективным, используя специальные методы, приемы и средства. При этом учителю важно не забывать, что каждый урок в целом проводится для всех учеников класса общеобразовательной школы.

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха  методы, приемы и средства, направленные на формирование речи и изучения языка.

В сурдопедагогике (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, М.И. Никитина, М.Л. Любимов, К.И. Туджанова и др.) выделяют следующие, наиболее характерные, особенности понимания  слабослышащими  детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:

1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.

2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся:

а) в незнании значений многих слов,

б) в суженном понимании значения слова,

в) В непонимании грамматической формы слова.

3. Непонимание переносного смысла выражения.

Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является — письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас.

Развитие речи слабослышащих и глухих детей проводится по нескольким направлениям:

  • лексико-семантический уровень (слово);
  • синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
  • уровень текста.

Лексико-семантический уровень

В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса.

По мнению А.Г. Зикеева, одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова ребенком. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных.

Такие методы и приемы условно подразделяются на: наглядные, вербальные и смешанные.

Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:

  • использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);
  • демонстрация слайдов, учебных фильмов (по возможности с субтитрами);
  • демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:

  • подбор синонимов, антонимов, омонимов;
  • перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился — сидел тихо, не шевелился);
  • подбор определений (полустанок — маленькая железнодорожная станция);
  • морфологический анализ структуры слова (снегопад — снег падает);
  • подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства — это грибы, ягоды);
  • негативные определения (беспорядок — нет порядка);
  • тавтологические толкования (кожаные сапоги — сапоги, сшитые из кожи);
  • опора на контекст — незнакомое слово помещается во фразу, предложение, которые позволяют детям самим догадаться о значении слова (не удержался — Мальчик не удержался на ногах и упал на землю);

Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например,  ранняя осень — подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антоним — поздняя осень (вербальный прием).

Рекомендуется также стимулировать самостоятельную работу учащихся  по поиску лексических значений незнакомых слов, словосочетаний и соответствующего им наглядного материала в интернете.

Синтаксический уровень

Употребление диалогических форм речи позволяет учащимся с нарушенным слухом успешно развивать речевое общение и самостоятельно контактировать с окружающими людьми. Совершенствование умений  слушать и понимать диалогическую речь, следить за репликами говорящего человека и адекватно реагировать на них, запоминать содержание того или иного разговора, высказывания, вопроса и ответа на него требует определенной последовательности:

  • повторение реплик учителя или одноклассников на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»);
  • повторение того, что было сказано вчера («Что я спросила вчера на уроке у Маши?»; «Что ответила Маша»?; «О чем спорила Аня»?);
  • запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра говорить учитель рисования»; «Запомни, о чем утром будет спрашивать учитель русского языка»; «Запомни свой ответ»);
  • создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка и т.п.

Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание (мел требуется для того, чтобы записать задание; губка нужна для того, чтобы вытереть доску);

  • придумывание реплики к заданной ситуации, например: «К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?»;

«Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?»;

  • продолжение реплик учителя, одноклассников, например: «Второстепенные члены предложения — дополнение, определение… продолжи».

Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи (обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами). Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов:

  • подбор картинок, иллюстраций к предложению;
  • подбор предложений, которые относятся к данной картине;
  • самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;
  • описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;
  • составление рассказов по серии картинок;
  • составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.

Уровень текста

Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими/глухими детьми читаемого текста.

Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:

а) вступительная беседа — формирование мотивации к чтению, выявление  понимания представленной в тексте информации, активизация словаря по теме с предъявлением наглядного материала. Понимание темы предъявляемого текста — одно из условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания прочитанного;

б) самостоятельное чтение текста;

в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом — ответы на вопросы по прочитанному тексту, драматизация/иллюстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя; при необходимости выявление и разъяснение (в том числе и самостоятельное) проблемных для понимания частей текста (проведение словарной работы с незнакомыми словами, преодоление затруднений при сложных оборотах предложений и т. д.);

г) подробный анализ текста всего рассказа — деление текста на части составление плана, выбор из текста слов и выражений, которые относятся к характеристике героев рассказа (описание внешности, поступков, внутренних качеств), происходящего явления и т. п.;

д) устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.

Бармута Н.В.
г. Новороссийск
Категория: Инклюзивное образование | Добавил: Tomax (14.04.2014) | Автор: Бармута Наталья Викторовна
Просмотров: 3206 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши ссылки
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz