Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 23.11.2017, 06:46

Логопеды Новороссийска

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады [6]
ФГОС [2]
Печатные издания [4]
Инклюзивное образование [5]

Методическая копилка

Главная » Статьи » Инклюзивное образование

Логопедическое сопровождение детей с нарушением речи. Методы преодоления школьного стресса.

Ковалева Марина Михайловна
Учитель-логопед
МАОУ гимназия № 5
г.Новороссийск

Логопедическое сопровождение детей с нарушением речи. Методы преодоления школьного стресса.

«Ничто не остается
неподвижным, неподатливым,
а всегда может быть достигнуто,
изменяться к лучшему,
лишь бы были осуществлены
соответствующие
условия».
И.П. Павлов

1.Обстоятельства, требующие особое отношение к детям.

Особое отношение к здоровью детей диктуется многими обстоятельствами. Подчеркну лишь некоторые из них:

И, наконец, третье.ские нагрузки.

 2.Причины возникновения школьного стресса.

Ими являются психическая нагрузка и психическая перегрузка.

Психическая нагрузка - это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и семантика требований, предъявляемых к психическим функциям и процессам человека во время той или иной деятельности.

Психическая перегрузка - это действие превосходящей обычные адаптивные возможности психики человека психической нагрузки, при которой включаются резервные механизмы поддержания гомеостаза, то есть развивается со­стояние стресса.

 3.Виды школьного стресса:

  • физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками;
  • психологический, обусловленный сложными отношениями с окружающими, как детьми, так и взрослыми;
  • информационный, т.е.порожденный избытком, недостатком или бессистемностью  подачи жизненно важной информации;
  •  обусловленный высокой ответственностью за последствия,  как   игнорируемых так и принимаемых решений, особенно в условиях недостатка времени;
  • эмоциональный, проявляющийся в ситуациях угрозы, опасности, неожиданной радости.

 4. Цели и задачи коррекционной работы со школьниками имеющими нарушение речи и стресс на обучение.

Если  целью коррекционной  работы    является  гармониза­ция психоэмоционального  состояния, формирование положительных установок в сознании детей  с речевыми нарушениями  и  трудностями в обучении и их родителей,  то задачами становятся:

  • создание безопасного пространства и возмож­ности для  реагирования  травматичного материала посредством использования различных средств;
  • осознание чувств и переживаний, связанных с травматическим опытом, и дистанцирование от свя­занных с травмами переживаний, обусловленных  нарушением речи и трудностями обучения;
  • содействие усвоению учениками  новой инфор­мации и изменению системы их представлений о себе и окружающем мире, а также характера их пережива­ний;
  • развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, мешающих полному са­мовыражению и снятию страха  речи и страха обучения;
  • накопление эмоционально-положительного опыта;
  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

 5.Способами управления стрессами  являются:

Волевой контроль за состоянием своего организма на основе обучения соответствующим методам (например, последовательной мышечной релаксации — упражнениям по расслаблению и напряжению мышц, аутотренингу и т.п.).
Сознательное изменение процессов восприятия и оценки ситуации.

Здесь можно выделить:

  • отрицание (уклонение от восприятия негативной информации);
  • вытеснение (забывание или переключение на другое): принятие обстоятельств такими, какие они есть;
  • замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной; рационализацию (внушение себе мысли о мало-значимости проблемы, незаинтересованности в ней на самом деле и проч.).

Эмоционально-психологическая разрядка с помощью сна, слез, разговора с сочувствующими лицами.
Изменение позиции по отношению к проблеме в виде снижения требований и претензий к себе и другим, перепоручение ее решения другим и ограничения собственных контактов, игнорирования и бездействия.

 6.Обоснованность применения  методов кинезиологии в работе школьного учителя-логопеда.

Так нужно ли учителю-логопед узнать методы психотерапии применять их,к тому же ещё быть  психотерапевтом по совместительству?  Несомненно.

Как помогать ученикам быстро и качественно определяя  насколько эффективна проведённая с ребёнком коррекционная работа?

 Здесь нам  ответ может дать  кинезиология - наука о движении, которая представляет собой одно из самых быстро развивающихся и наиболее динамичных направлений современной психокоррекции.

Кинезиология  - это наука о движении. Специализированная образовательная кинезиология изучает

  • приёмы и методы по налаживанию связей между полушариями головного мозга и отдельными зонами и участками;
  • оживлению функций мозга и создание условий для его созревания;
  • улучшению энергетического обмена мозга, повышению тонуса организма;
  • интеграции между мозгом, телом и сенсорными органами;
  • созданию эмоционального баланса;

 Основная цель – вернуть ученику  состояние выбора, в тех областях жизни, где, как ему кажется, никакого выбора нет и быть не может. Помогает  в этом  мышечное  тестирование в качестве и диагностики и комбинаций  разнообразных техник, для помощи детям с нарушением речи и проблемами в обучении.

Ухудшение здоровья современных младших школьников, недо­статочность или неравномерность развития у многих учащихся об­щеобразовательных школ высших психических функций, обеспе­чивающих готовность к овладению письменной речью, приводят к увеличению распространенности детской дисграфии и дислексии,к большому разнообразию их этиопатогенетических механизмов. 

Во многих случаях, это обусловливает наличие у ребенка с дисграфией  симптомокомплекса, ограничить который ошибками в письме было бы некорректно, тем более что ошибки одного вида (например, заме­ны, пропуски и перестановки букв и слогов; искажения оконча­ний слов; недописания окончаний и др.) часто имеют различные механизмы возникновения.Тут и помогает образовательная кинезиология.

 Дислексия с кинезиологической точки зрения это – нарушение, являющееся результатом эмоционального стресса, пережитого во время обучения (функциональная дислексия),

реже нарушение способности к обучению, обусловленное органическим поведением тканей мозга (органическая дислексия)

Дислексия есть результат эмоционального стресса в момент обучения и образования "мертвой точки" из-за эмоций страха, боли, страха боли ,  она носит функциональный характер за исключением травматических и органических поражений мозга.

Она является отрицанием личностью возможности обучения в конкретной сфере, но не ограничивает жизненных возможностей творческого выражения себя в других сферах вне этой "мертвой точки".

Для мозга ребёнка движение отзывается образованием каскадом нейронных связей между полушариями, между верхними и нижними, передними и задними отделами. Каждое движение мгновенно отражается в первичных зонах коры головного мозга. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение. 

Такие понятия как минимальная мозговая дисфункция, психи­ческий инфантилизм, церебрастения, гиперактивность, синдром дефицита внимания, психическая депривация, школьная дезадап­тация и возможные другие расстройства прочно вошли в практику. Между тем известно, что прогноз и эффективность ра­боты с ребенком во многом зависят от учета его психофизиологи­ческих особенностей и нейропсихической организации. В практике учителю- логопеду часто приходится сталкиваться со слож­ными вариантами нарушений письма, механизмы которых не все­гда понятны, а традиционные методы воздействия недостаточно эффективны. Существующее положение, а именно некоторую ограниченность логопедической теории, рассматривающей дисграфию только в аспекте понимания ее как специфического языко­вого нарушения, позволяют исправить исследования и рекоменда­ции специалистов из смежных областей знаний.  Применение кинезиологических  методов позволяет повысить мотивацию к обучению и снять школьный стресс.

 Кинезиологические   упражнения  – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы,через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

 Установлено , что систематическое включение занятие кинезиологических упражнений  способствуют функциональном развитию головного мозга, увеличению количества невральных связей и улучшению обучения в школе.

 У большинства детей длительное переживание школьных не­удач влияет на настроение, способствует развитию депрессив­ных состояний, отчаянию, стремлению к самоизоляции. Если не проведена соответствующая коррекция, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте человеку будет сложно достигнуть успеха в профессии, требующей составления тек­стов в письменной форме и их грамотного оформления.

 «Процесс научения представляет собой многократное повторение определенной последовательности каких-либо действий до тех пор, пока контроль сознания за каждым отдельным действием становится необязательным и даже излишним.

      Каждое действие имеет свою цель, которую человек осознает и удерживает в сознании во время выполнения этого действия на первых этапах научения.  Контроль сознания необходим до момента автоматизации. Автоматизация действий заключается в переходе от сознательной постановки ряда промежуточных целей к удержанию в сознании только конечной цели всей последовательности действий. В случае успешного научения этого оказывается достаточно для достижения конечного результата всей цепочки действий.

     Когда процесс автоматизации действий завершается, то сознание начинает контролировать более крупные двигательные единицы, а автоматизированные действия не осознаются до тех пор, пока условия их выполнения остаются стандартными». (Леонтьев А.Н., 1977, 1981).

 Интересно отметить, что любой  человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все  кинезиологические и нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

                                       Список  литературы:

  1. Стокс Г., Уайтсайд Д. «Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга». 2003г. - 218 с.
  2. А.Л. Сиротюк « Коррекция обучения и развития школьников» - Москва , 2002 г.
  3. Практическая нейропсихология:   помощь неуспевающим школьникам /под редакцией Ж.М. Глозман. -М.: Эксмо, 2010.- 288с.- (Новейший справочник психолога).
  4. Уайтсайд Д.  Барометр поведения. Толкование значений используемых слов. Пер. с англ.,  - М, кинезис, 1998 г. - 43 с

 

Категория: Инклюзивное образование | Добавил: Tomax (05.11.2015) | Автор: Ковалева Марина Михайловна
Просмотров: 370 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши ссылки
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz