Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 23.11.2017, 06:39

Логопеды Новороссийска

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады [6]
ФГОС [2]
Печатные издания [4]
Инклюзивное образование [5]

Методическая копилка

Главная » Статьи » Инклюзивное образование

«Индивидуальный подход в обучении детей с КИ в образовательных учреждениях»

СУТЬ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

    Слово «кохлеарная» происходит от латинского слова «cochlear»  (кохлеа или улитка). Это орган слуха, в котором находятся специальные клетки – рецепторы слуха, воспринимающие звуки и передающие их в виде электрических импульсов в слуховой нерв и дальше в мозг, где возникают слуховые ощущения. У глухого человека эти рецепторы в улитке погибают, результате чего звуки не поступают в мозг и человек не слышит. В этом случае ему не поможет обычный слуховой аппарат, который просто усиливает звук. Но ему может помочь КИ – хирургическая операция, в процессе которой во внутреннее ухо - улитку вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуков и речи путем электрической стимуляции слухового нерва.

    КИ решает наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются люди с большими потерями слуха:

- передается информация во всем частотном диапазоне, в том числе и в области высоких частот;

- процессор КИ перекодирует широкий динамический диапазон звуков в более узкий диапазон электрических импульсов, поэтому тихие и громкие звуки воспринимаются более комфортно;

- не возникает акустическая обратная связь;

- отсутствует окклюзия, связанная с использованием ушного вкладыша.

     Кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция. Ей предшествует важный этап обследования и отбора пациентов на имплантацию. А после операции все пациенты проходят слухоречевую реабилитацию. Это самый длительный и трудоемкий этап КИ. Её цель – научить пациента слышать и понимать речь с помощью импланта, а детей с врожденной глухотой надо еще научить говорить. Длительность и эффективность реабилитации зависит от многих факторов, ведущим из которых является возраст потери слуха. Позднооглохшим взрослым и детям нужно от 1 до 3 месяцев, чтобы научиться хорошо понимать речь с помощью импланта. У детей с врожденной глухотой – 5-7 лет.

МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

1.     Медицинские  (консервативное и хирургическое лечение);

2.     Технические (слухопротезирование – слуховые аппараты, кохлеарные и стволомозговые импланты, FM – системы);

3.     Психолого-педагогические.

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ КОХЛЕАРНОГО ИМПЛАНТА

КИ состоит из двух частей – имплантируемой и наружной.

   Имплантируемая часть содержит приемник, цепочку( решетку) активных электродов ( от 8 до 22) и референтный электрод. Она является самостоятельной и полностью автономной, не имеет никаких внешних выводов, не содержит элементов питания и каких-либо других деталей, требующих замены. Корпус приемника изготовлен из титана или керамики в зависимости от модели КИ.

Наружная часть КИ включает: микрофон и речевой процессор, размещаемые в корпусе, похожем на заушный ( в старых моделях – карманный ) слуховой аппарат, а также радиопередатчик. В КИ обычно используются направленные микрофоны, обеспечивающие лучшую разборчивость в шумных условиях.

Радиопередатчик носится за ухом под волосами. Он притягивается к имплантированной части через кожу с помощью магнита.

    Речевой процессор является главной и самой сложной наружной частью КИ. Он представляет собой малогабаритный специализированный компьютер.

    На наружном корпусе КИ есть регуляторы, которые позволяют регулировать громкость звуков, выбирать программу их обработки и др.

    Для работы КИ нуждается в электрическом питании. Источником питания КИ служат перезаряжаемые аккумуляторы или одноразовые батарейки.

    Внутренняя часть КИ предназначена для пожизненного использования и не требует замены в том числе с ростом ребенка, т.к. к моменту рождения ребенка внутреннее ухо у него сформировано и больше не растет.

ЭТАПЫ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РАНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ  С КИ

1.     Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Длительность 3-12 недель.

2.     Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Длительность 6-12 месяцев.

3.     Языковой эпап развития восприятия речи и собственной речи. Длительность 5 и более лет.

4.     Этап развития связной речи и понимания сложных текстов.

 РАБОТА ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С КИ

Логопеды участвуют в реабилитации детей с КИ. Здесь важно учитывать особенности в работе с данными детьми.

   Во-первых, логопед, работающий с детьми с КИ, должен иметь опыт работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи  (сенсомоторная и моторная алалия, дизартрия, ринолалия и др.). Очень важно, чтобы он ознакомился с литературой по развитию слухового восприятия у слабослышащих детей с нарушениями речи, детей с КИ.

    Во-вторых, на начальном этапе использования КИ у неговорящего ребенка вызывание звуков речи следует рассматривать прежде всего как процесс активизации его голосовой и артикуляционной деятельности. Наша цель в этот момент не столько добиться от него качественного произнесения конкретных звуков речи, сколько подтолкнуть его к появлению интонационно-модулированного лепета – к фазе естественного предречевого развития, которую он пропустил из-за глухоты.

    В-третьих, работая с ребенком с КИ, логопед должен осознавать, что ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи( первый уровень или, в лучшем случае, второй). Это обусловлено недоразвитием пассивного словаря и грамматических представлений. Что предполагает необходимость многолетней работы по накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развитию связной речи.

    Логопед  дополняет работу сурдопедагога, но, как правило, не может его заменить. В идеале хорошо, когда сурдопедагог владеет логопедическими методиками работы, а логопед – методиками развития слухового и слухоречевого восприятия.

              В целом, исходя из положительного опыта работы             современных западных и отечественных сурдопсихологов  и педагогов занимающихся  с детьми, имеющими нарушения  слуха,  можно сделать  вывод о том, что если ребенок с нарушенным слухом, получивший современные высокотехнологичные способы слухопротезирования включен в систему инклюзивного образования, он способен овладеть языком и успешно включиться в социум.

Бармута Н.В.
г. Новороссийск

Категория: Инклюзивное образование | Добавил: Tomax (24.02.2014) | Автор: Бармута Наталья Викоровна
Просмотров: 775 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши ссылки
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz