Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 23.11.2017, 06:46

Логопеды Новороссийска

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады [6]
ФГОС [2]
Печатные издания [4]
Инклюзивное образование [5]

Методическая копилка

Главная » Статьи » Доклады

«Взаимодействие в работе педагога психолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»

«Взаимодействие в работе педагога психолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»

В последнее время в образовательных учреждениях все больше детей с различными проблемами, препятствующими усвоению учебного материала. В связи с этим значимость психолого-педагогического сопровождения становится важным направлением в работе. Необходимым условием решения данного вопроса является организация работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися с ОВЗ и других категорий школьников, нуждающихся в помощи специалистов.

Слайд 2.

Кадровое обеспечение нашей гимназии позволяет организовать комплексную помощь учащимся с трудностями в обучении. Взаимосвязь и преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога  позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения учащихся нашей гимназии. Для этого мы создали модель  взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Цель работы: обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Слайд 3.

Задачи коррекционно-развивающей работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов, будь то мышление или речь.

 Основные задачи логопедической деятельности в нашей школе:

·      Своевременное выявление учащихся с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

·      Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

·      Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к овладению школьной программой.

·      Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды .

Работа психолога заключается:

     Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

     Активизации познавательных процессов у младших школьников.

     Совершенствование мелкой моторики.

     Развитие слухового –речевого внимания

     Развитие зрительно-моторной координации.

     Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

     Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.

      Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

      Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Слайд 4.

В гимназии № 4 создана и работает психолого-медико-социально-педагогическая служба. В ее составе следующие специалисты: педагог психолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник, школьный инспектор, опытные педагоги гимназии. 

Взаимодействие всех специалистов необходимо для своевременного реагирования по различным вопросам, возникающим в образовательном процессе. Специалисты  ПСПС осуществляют психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении.

Основная цель сопровождения оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учёбе; решение личностных проблем развития ребёнка; формирование здорового образа жизни.

Слайд 5.

В гимназии работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум, основная цель которого своевременное выявление учащихся, имеющих трудности в обучении и оказание им профессиональной педагогической помощи. Осуществлять взаимодействие с городской ПМПК с целью уточнения диагнозов  и решения вопроса об изменении образовательного маршрута учащихся, имеющих тяжелые формы отклонений в развитии.

Слайд 6.

Организация работы специалистов регламентируется следующими документами:

Приказ УО г. Новороссийска № 678 от 21.10.2009 «Об утверждении положения о психолого-социально-педагогической службы в целях организации многоуровневой системы работы»

q  Положение о ПМСПс

q  Положение о школьном консилиуме и документы сопровождающие деятельность специалистов в рамках работы консилиума.

q  Коррекционно-развивающая программа с учетом введения  ФГОС

q  Должностные обязанности специалистов

q  Документация специалистов в соответствии инструкциями Министерства Образования

Слайд 7.

Анализ деятельности  педагога-психолога и учителя-логопеда показывает закономерные различия функциональных обязанностей специалистов, однако в задачах и планируемых результатах прослеживается общая логика построения коррекционно-развивающего процесса. Модель взаимодействия психолога и логопеда в работе с учащимися с нарушениями речи, на наш взгляд может выглядеть следующим образом.

Следует отметить, что центральным звеном является ребенок, нуждающийся в помощи. Логопед выступает как организатор и координатор деятельности всех участников коррекционного процесса, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Не стоит забывать и том, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка).

Выделение основных участников взаимодействия помогло более четко определить структуру и содержание комплексного воздействия.

Структура работы включает  в себя три этапа:

§  Диагностика

§  Коррекционно-развивающая работа

§  Подведение итогов

В содержании каждого направления перед специалистами стоят общие и частные задачи взаимодополняющие деятельность каждого.

Слайд 8.

Так, например, общие задачами на этапе диагностики направлены на:

§  своевременное выявление речевых нарушений, определение уровня речевого и психического развития ребенка;

§  выделение факторов риска, на основе полученных результатов;

§  изучение результатов медицинского обследования;

§  составление общей карты развития ребенка, индивидуальной программы устранения имеющихся недостатков.

Слайд 9, 10, 11.

Развивающая коррекционная работа строится с учетом структуры и степени тяжести дефекта.

На логопедических занятиях первостепенное значение имеют задания и упражнения, направленные на развитие всех сторон устной речи, а также профилактику и коррекцию нарушений письма и чтения.

 Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога направлены на совершенствование и развитие познавательных процессов, двигательной, зрительно-пространственной, слухоречевой функций, формирование эмоционально-личностных особенностей поведения.

Слайд 12.

Разработка и проведение интегрированных занятий является одним из компонентов совместной деятельности психолога и логопеда. Такие занятия могут проводиться как итоговые по окончании определенного этапа коррекционной работы. Они  вызывают интерес у учащихся, позитивное настроение, чаще проводятся в  нетрадиционной  форме: игры, викторин, конкурсов.

Слайд 13.

Важное значение в системе работы специалистов имеет просветительская деятельность среди педагогов и родителей. Вовлечение их в коррекционный процесс позволяет добиваться результатов в более короткие сроки.

Разъяснительную работу можно проводить на индивидуальных и групповых консультациях, родительских собраниях классных по заявке учителей и общешкольных. В нашей гимназии практикуется проведение занятий с родителями, дети которых имеют сложную структуру дефекта, обучение приемам работы с детьми с целью закрепления полученных ими навыков.

Нами разрабатываются рекомендации для родителей, памятки, которые они могут использовать во внеурочное время, дома. (Приложени 1)

Слайд 14.

Организационно-методическая работа служит совершенствованию совместной деятельности, выработке стратегии коррекционного воздействия и включает в себя:

·         Составление общего годового плана коррекционно-методической работы педагога-психолога и учителя-логопеда

·         Разработку индивидуальных и групповых коррекционных программ

·         Посещение методических объединений, обмен опытом

Слайд 15, 16.

Анализ результатов совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда показывают мониторинговые исследования. Каждый специалист составляет диаграммы на основе диагностических данных, полученных во время обследования. Представленная диаграмма демонстрирует состояние развития первоклассников. Во время обследования педагог психолог исследовал уровень адаптации учащихся, учитель-логопед определял отклонения в речевом развитии. По результатам, представленным на слайде можно увидеть, что количество учащихся, нуждающихся в помощи логопеда и количество детей испытывающих трудности в адаптации примерно одинаково.

 Но мы не можем утверждать что все дети с отклонениями являются дезадаптивными и «речевыми» одновременно. Было бы интересно проследить, какой процент учащихся с нарушениями речи испытывают трудности в адаптации. Данное исследование планируется провести в ближайшее время. Возможно эти данные помогут в комплектовании групп учащихся для проведения коррекционного обучения.

Слайд 17.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях образовательного учреждения позволяет:

1.     Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;

2.    Четко формулировать объективное заключение

3.    Разрабатывать индивидуальные и групповые программы коррекционного обучения на долгосрочную перспективу;

4.    Своевременно  и качественно  помочь учащимся преодолеть  речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом  по русскому языку и чтению.

5.    Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности,

6.     Развить у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, что помогает учащимся легко адаптироваться в школьной среде, успешно развиваться и обучаться.

Полозюк К.А.
Тосуниди О.М.
г. Новороссийск
гимназия № 4
Категория: Доклады | Добавил: Tomax (26.12.2013) | Автор: Полозюк К.А., Тосуниди О.М.
Просмотров: 5208 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши ссылки
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz