Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.11.2017, 05:39

Логопеды Новороссийска

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады [6]
ФГОС [2]
Печатные издания [4]
Инклюзивное образование [5]

Методическая копилка

Главная » Статьи » Доклады

ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ   РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками "этим органом всех органов», писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга.

            Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она - основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Если обернуться к истории, то ещё наши далёкие предки, в том числе и учёные Востока, искали средства, с помощью которых человек успокаивался, снимался эмоциональный, психологический стресс. Одним из таких способов, пришедших к нам из индийских, китайских лечебно – оздоровительных систем, является воздействие на рефлексогенные зоны, заложенные в кистях рук.

            Известно, что по насыщенности акупунктурными зонами, на которые проецируются все органы человека, кисти рук не уступают уху и стопе.

            Немецкий философ Кант говорил, что «рука является вышедшим наружу мозгом» Исследования современных физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях. Утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот, стрессовое состояние вызывает в руках слабость, вялость: «Руки отнялись», «Всё валится из рук».

            Восточные оздоровительные системы утверждают, что с помощью пальцев рук мы можем нормализовать функциональное состояние внутренних органов. Например, японские учёные считают, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, желудка, кишечника, печени, сердца. Специалисты по точечному массажу отмечают, что у страдающих заболеваниями сердечно – сосудистой системы часто слабые мизинцы, особенно левый.

            В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией.

            Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи  ребёнка, сначала развиваются движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев, как бы подготавливает почву для формирования речи.

Эксперименты показали, если ребёнок затрудняется показать 1, 2, 3, 4, пальца, зайца из пальчиков, то и говорит он плохо.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, рисовать с ребёнком лепить из пластилина, глины, теста не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. 
 В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

   Почерк.

Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. В формировании навыка выделяются три основных этапа. Первый этап, аналитический, -овладение отдельными элементами действия. При этом большое значение имеет не  только уровень развития ребёнка, но и то, как мы объясняем ребёнку, что именно надо делать, и в какой степени он  осознаёт смысл этих действий.

Второй этап, условно названный синтетическим, -соединение отдельных элементов в целостное действие.

И третий этап, автоматизация, - это и есть образование навыка как целостного действия, где уже не требуется осознанной регуляции и контроля каждого элемента; письмо идёт словно само собой. Когда навык доведён до автоматизма, вот тогда и появляются плавность, лёгкость, быстрота. Но было бы нереально ждать их в самом начале обучения…

Чаще всего и учителя, и родители считают: основное – это упражнение и тренировка, тренировка и упражнение. Действительно без упражнений и повторений научиться писать нельзя. Только упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе работы; а первые два этапа – это осознанная деятельность (а не только механические упражнения). До тех пор, пока ребёнок не осознал, не осмыслил, как делать (не осознал схему действия для каждой отдельной буквы: «откуда начать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действия – что делать ( например зрительный образ буквы), упражнять ребёнка не только бессмысленно , но и вредно. «Перескок через первые два этапа не только не способствует формированию навыка, но тормозит его.

Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Буквы у таких детей пляшут вкривь и вкось – лезут за строку, падают набок. Пишут такие дети очень медленно, заметен тремор при письме, дополнительные штрихи, неправильные соединения. Почерк ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма. Что делать в этом случае?

Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы. Мы рекомендуем родителям выделить для них полчаса в ежедневном распорядке, но не заниматься этим во время приготовления уроков. Необходимо завести специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Важно не заставлять его просто писать как можно больше.

             Мы предлагаем интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их.    Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной.

        Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку.  

             Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз и т.д."). Можно придумать рисунок самим или взять образец для вязания, вышивания. В ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.

            Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.

            Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Рекомендуем родителям учить детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа - забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.

Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребенка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастика.

Если, несмотря на все усилия, не удается выработать более-менее приемлемый почерк, возможно, придется обратиться за помощью к детскому невропатологу. Особенно нужна такая консультация, если речь идет не просто о недостаточно красиво выписанных буквах, а о более существенных проблемах. 
            Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз. Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга.

Что касается ребенка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им аккуратность в письме, как уже говорилось, менее свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают и специальные прописи для левшей.

Не забывайте хвалить ребёнка, не торопите его. Начальный этап обучения у этих детей может быть затянут, но спешить не следует – ничего, кроме вреда от спешки не будет.

ОБЪЕДИНЯЕМ ПОЛУШАРИЯ

          Человеческий мозг ассиметричен. Он состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои, особые функции. Каждое полушарие управляет «своей» половиной тела. Левое полушарие «отвечает» за движения правой руки, ноги, глаза; а правое, наоборот, «приводит в действие» левую половину тела. При рождении каждое из полушарий автономно, работает само по себе, как бы не замечая существования другого, поэтому движения новорожденного хаотичны и нескоординированы. Для слаженной, совместной работы обоих полушарий необходимо, чтобы между ними установилась функциональная связь. Она осуществляется через своеобразный «мостик» между полушариями – так называемое мозолистое тело, пронизанное нервными волокнами-нейронами.

 Важные правила

  1.  Не ограничивайте двигательную активность ребенка; более того, стимулируйте ее.
  2. Дайте малышу возможность вовремя и вволю наползаться, придумайте игры, стимулирующие развитие и совершенствование навыка ползанья.
  3. Если ребенок не ползал в младенчестве, придумайте подвижные игры и упражнения, где нужно много ползать (например, индейцы, крадущиеся по-пластунски за врагом, опасный лабиринт, по которому можно передвигаться только ползком, имитация змеи, гусеницы, улитки и т.д.). Это поможет скорректировать двигательное развитие малыша.
  4. Мама должна внимательно следить за ходом развития ребенка, чтобы вовремя заметить особенности и исправить ошибки. Своевременное выявление и устранение поможет избежать серьезных проблем в школе.

 ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ МЕЖПОЛУШАРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Улучшают мыслительную деятельность, память, облегчают процесс письма

Колечко: Предлагается поочерёдное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5 пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе. Пальчики «здороваются» с большим пальцем начиная с указательного до мизинца и обратно.

 Кулак – ребро - ладонь: Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками одновременно с проговариванием и без него.

 Лезгинка: Левая рука сжата в кулак, большой палец отставлен в сторону. Кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Сменить положение рук.

 Ухо - нос: Левой рукой взяться за кончик носа, правой за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Игра на рояле: Поочерёдное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и обратно (1, 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2, 1) сначала правой, затем левой, в дальнейшем двумя руками.

Зеркальное рисование: Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки.

Упражнения с карандашом для обеих рук, при условии систематического их  выполнения, помогут пробудить ещё «дремлющие» клетки головного мозга и облегчат обучение ребёнка по всем школьным предметам. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. 
6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
10. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
11. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. 
      Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. 
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".


Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".


Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".


Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи". 

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. 

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. 
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".


Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. 

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".


Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
 Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

"Снеговик". 
Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.
"Кулачки". 
Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

Упражнения для развития пространственных представлений.

1. Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" - прыжок, "вниз" - присесть, "вправо" - прыжок с разворотом направо, "влево" - прыжок с разворотом налево.
2. "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.
3. "Телевизор". Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).
4. "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.
5. Графические диктанты на листочках в клеточку.
6. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.
7. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)
8. Педагог рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.

Групповые игры.

"Ритм по кругу". 
Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против). 

Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко".

 "Слепой скульптор". Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это - натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и "слепить" из другого ребенка точно такую же (не зеркальную). Затем можно увеличивать число натурщиков (составлять скульптурные группы из двух - трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы "скульптор" с открытыми глазами мог поправить допущенные ошибки.

"Хлопки". Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

"Передай мяч". Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу меж ду ногами и т. д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный.

"Паровоз". Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча вести "паровоз", огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально "прислушиваться" к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. 
По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего. 
Усложнение упражнения: дети становятся друг за другом на четвереньки, держа того, кто впереди, за щиколотки. Двигается одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога. "Головной" сначала дает команды вслух, затем продолжает движение молча. Выигрывает та команда, чьи движения были более согласованными.
  Дидактические игры «Сложи квадрат», кубики Никитина и др.

В процессе игры дети знакомятся с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учатся разбивать целое задание  на несколько простых, создавая алгоритм игры.

Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного мышления, математических, творческих способностей детей, общему речевому развитию, а также предупреждению оптической дисграфии

 Дьяченко М.М.

г. Новороссийск 

частная практика 

Категория: Доклады | Добавил: Tomax (25.12.2013) | Автор: Дьяченко М.М.
Просмотров: 4188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши ссылки
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz