Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.11.2017, 05:43

Логопеды Новороссийска

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады [6]
ФГОС [2]
Печатные издания [4]
Инклюзивное образование [5]

Методическая копилка

Главная » Статьи » Доклады

Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР ( III – IV ур.)

Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР ( IIIIV ур.)

Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи. Основная задача работы по развитию связной речи учащихся с ОНР (III IV ур.) состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Вся работа учителя-логопеда должна быть построена так, чтобы на каждом занятии развивались мыслительные и речевые способности детей.

   Речь как средство общения предполагает две формы участия в ней: создание высказывания (оно включает в себя как составление собственного текста, так и воспроизведение готового – пересказ) и восприятие речевого сообщения. Вследствие этого в процессе обучения связной речи ученик должен овладеть умениями, необходимыми для создания высказывания, и умениями, необходимыми для восприятия готового текста в соответствии с замыслом автора ( Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др..). Поэтому на логопедических занятиях необходимо предлагать такие виды упражнений по обучению связной речи младших школьников с ОНР, которые формируют умения: при работе над изложением отрабатываются умения, связанные с восприятием и передачей содержания текста, при работе над сочинением – умения, связанные с созданием собственных текстов. Умения этих групп тесно связаны между собой, так как и в первом и во втором случае они направлены на один и тот же объект – текст, на одни и те же его стороны – содержание, построение, речевое оформление. Поэтому задача системы обучения связной речи состоит в такой организации работы на логопедическом занятии, при которой формирование умений, необходимых для восприятия и передачи содержания текста, способствовало бы формированию умений, связанных с созданием собственного текста. Например, чтобы работа над изложением действительно становилась опорой для формирования умений создавать собственное высказывание, необходимо планомерно выяснять, как автор раскрывает тему, основную мысль, какие факты для этого отбирает, какие речевые средства использует и почему, в какой последовательности строит текст, как его начинает, как заканчивает и т.д.. Такой подход готовит ученика с ОНР к успешной самостоятельной работе. Ученик осознаёт, о чём следует писать, с какой целью надо об этом рассказывать, как надо начать сочинение, как его закончить, какие части в нём выделить, в какой последовательности их расположить и т.д.. В этом случае осуществляется взаимосвязь в работе над текстом изложения и сочинения.

     Изложения и сочинения носят обучающий характер и выполняются при значительной помощи учителя-логопеда, который в процессе коллективной подготовительной работы помогает учащимся осознать содержание и структуру будущего изложения, сочинения. Коллективная подготовительная работа над планом, выделение опорных слов помогает учащимся осознать признаки текста: наличие заголовка, завершённость, тематическое единство, подчинение высказывания основной мысли, построение по определённой логической схеме, что совершенствует умение собирать и систематизировать материал для высказывания.     

    Предлагаемые конспекты занятий будут полезны специалистам в организации и проведении логопедических занятий по развитию письменной связной речи. 

Андреева Н.Г. 

частная практика

г. Новороссийск

Категория: Доклады | Добавил: Tomax (25.12.2013) | Автор: Андреева Наталья Григорьевна
Просмотров: 1547 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши ссылки
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz