Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 23.11.2017, 06:46

Логопеды Новороссийска

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады [6]
ФГОС [2]
Печатные издания [4]
Инклюзивное образование [5]

Методическая копилка

Главная » Статьи » Доклады

Формирование морфологического анализа и синтеза

Выступление по теме: «Формирование морфологического анализа и синтеза».

Учитель-логопед МАОУ Гимназия №6: А.М.Мурзаева

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

            В процессе речевого общения ученики так же, как и взрослые, смысл неизвестного слова часто раскрывают на основе членения его на морфемы и установления семантической связи с известным словом. «Тенденция самостоятельно раскрывать значение неизвестных слов, - пишет А. Н. Гвоздев, - путем расчленения их на морфологические части является очень мощной и постоянно действующей… С её помощью легко усваиваются многие слова родного языка во время обучения в школе».

Итак, выражением отношения между формой и значением слова является его морфологический анализ, так как значение производной основы выявляется из значений составляющих её морфем.

Морфологический анализ и синтез – это относящиеся к внутреннему строению слова, противоположные и взаимосвязанные логические приёмы: анализ – разбор целого на составные части; синтез – воссоединение целого из частей.

Понимание структуры слова необходимо при обучении чтению и правописанию, способствует успешному овладению речевой деятельностью, развивает в учениках потребность в повышении своей языковой культуры.

Работа по формированию морфологического анализа важна и на уроках русского языка, и на логопедических занятиях, так как:

  1. Создаёт оптимальные условия для осознания учащимися взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом, уточняет словарь.
  2. Формирует активное отношение к слову, подводит к пониманию закономерностей развития языка.
  3. Углубляет представления учеников о связях между предметами, процессами в окружающей жизни.
  4. Формирует точность речи (осознанное употребление в контексте слов с определенными приставками и суффиксами).
  5. Формирует орфографические навыки правописания корня, приставок, суффиксов и окончаний. Это обусловлено ведущим принципом русского правописания - морфологическим.
  6. Развивает умственные способности учащихся (умение абстрагировать семантическое значение корня, приставки и суффикса от лексического значения слова; умение анализировать слово на составляющие его части с учетом их взаимодействия в слове; умение сравнивать слова в целях установления их общности или различия и др.).

А.В.Ястребова рекомендует логопедическую работу «теснейшим образом увязывать с ликвидацией пробелов в знаниях тех разделов программного материала по родному языку, усвоение которых зависит от умения чётко анализировать звуковой и морфологический состав слова».

Учитель – логопед в работе с первоклассниками восполняет пробелы речевого развития в русле изучения тех тем школьной программы, усвоение которых неразрывно связано с морфологическим анализом слов и умением различать их значимые части. Логопедические занятия в первом классе носят пропедевтический характер (упражнения учащихся в словообразовании и словоизменении без употребления терминов).

Морфологический анализ слова предполагает установление морфемного состава на уровне современного русского языка, то есть с привлечением фактов активного употребления. Целью морфологического анализа является установление всех морфем слова и определение его грамматических признаков и орфографии.

При формировании морфологического анализа и синтеза на логопедических занятиях решаются следующие задачи:

  • Выделение корневой морфемы из слов.
  • Выделение общих суффиксов из ряда слов.
  • Выделение общих префиксов из ряда слов.
  • Определение морфемного состава слова.
  • Определение морфологических критериев формы слова (морфологический разбор).

Формирование морфологического анализа ведется в два этапа. На первом этапе уточняется лексическое значение слова, принадлежность его к частям речи, затем устанавливается, изменяется слово или нет. Выделяется окончание, устанавливается граница основы. На втором этапе дается характеристика производного слова с привлечением родственных слов и их форм. Морфемный анализ дополняется словообразовательным, цель которого установить словообразовательный тип данного слова. Такая работа позволяет сформировать представления о частях слова, о способах изменения его формы и образования новых слов, практическое умение выделять части слова. Слово обязательно включается в состав предложения, вводится в связную речь.

Знания по морфемному членению слова позволяют школьнику целенаправленно искать орфограмму, так как он уже знает заранее, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, какие - в корне, какие - в суффиксе, какие - в окончании, а какие - на стыке морфем. Овладение этим третьим опознавательным признаком начинается уже в первом классе и продолжается длительное время в процессе овладения орфографией. Формирование морфемного анализа должно опережать процесс овладения многими орфограммами.

С целью развития морфемного анализа работа направлена на:

- нахождение морфем в словах;

- дифференциацию близких по написанию и значению морфем;

- усвоение знаний терминов;

- использование грамматической основы при усвоении написания орфограмм.

Практика применения различных упражнений по морфологическому анализу и синтезу на логопедических занятиях показывает, что у учащихся формируются умения анализировать слово, образовывать необходимые формы слова в контексте предложения и связной речи. То есть корригируется и развивается лексико-грамматическая сторона речи учащихся, что позволяет избежать аграмматизмов в чтении и письме. Н.И.Буковцева отмечает, что «основным механизмом нарушений письма до настоящего времени остается несформированность различных форм языкового анализа: синтаксического, морфологического, фонематического». Это приводит к дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Поэтому логопедическая работа должна включать развитие всех форм языкового анализа и синтеза.

А.В.Ястребова рекомендует начинать данную работу с уточнения имеющихся у детей представлений о способах словообразования, словоизменения и морфологическом составе слова. На последующих логопедических занятиях эти представления обобщаются и закрепляются. Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением двух их существенных признаков: семантической общности (имеют что-то общее по смыслу) и структурной общности (наличие общего корня). Поэтому в процессе обучения прежде всего создаются условия для осознания учащимися совокупности указанных признаков, то есть развивается умение соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. На осознание учащимися сущности однокоренных слов влияет выяснение того, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключено то, что роднит однокоренные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суффиксы вносят в смысл слова что-то новое, что создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, различает их друг от друга. Наблюдения с использованием сопоставимых понятий позволяют логопеду создать конкретный словесный материал, в процессе анализа которого делается вывод об особенностях однокоренных слов. Вначале на основе сравнения слов по смыслу и составу вводится термин «родственные слова», затем сообщается, что общая часть родственных слов называется «корнем», а родственные слова – «однокоренными». При работе с понятиями «корень слова», «однокоренные слова» учащиеся выполняют различные упражнения по подбору однокоренных слов (см. приложение).

Приёмы работы.

1. Цель: формировать навыки словообразования и словоизменения. Материал: карточки с напечатанным словом и с различными частями слова. Задание: составить новые слова с помощью предложенных частей (слово «ЛЕС» и части «Н», «ОЙ», «АЯ», «ЫЕ», «НИК», «ПРО».

2. Цель: формировать представление о корне слова и умение выделять корень. Материал: карточки с однокоренными словами. Задание: найти одинаковую часть в словах. Можно вырезать нужную часть слова. Выясняется, что эта одинаковая часть не изменяется, это корень. Затем корень извлекается из слова и ребенку предлагается объяснить смысл полученного сова. Вывод: корень – неизменяемая часть слова, несёт его значение.

3. Цель: совершенствовать умение выделять корень слова. Материал: карточки с однокоренными словами. Задание: разложить карточки по столбикам. Выясняется, что слова имеют разные корни, предлагается вырезать (выделить) корень.

4. Группировка слов. Цель: развитие умения выделять группы однокоренных слов. Материал: карточки со словами в конвертах (ВОДА, ВОДИЧКА, НАВОДНЕНИЕ, ВОДНЫЙ, ВОДЯНИСТЫЙ; ЗЕМЛЯ, ЗЕМЛЯНОЙ, ЗАЗЕМЛЕНИЕ, ЗЕМЛИЦА, ЗЕМЛЯНИКА; СВЕТ, СВЕТИТЬ, СВЕТЛЫЙ, РАССВЕТ). Задание: по сигналу ученики достают карточки из конвертов и группируют их в 3 столбика.

Л.М.Козырева пишет, что логопед, работая по теме «Однокоренные слова», должен научить детей различать родственные и неродственные слова, опираясь на наличие сходства значений и наличие общего корня. Дети учатся выделять родственные слова из ряда омонимов, паронимов, многозначных слов, что поможет им в дальнейшем легко находить нужное проверочное слово для слов с безударной гласной в корне, с парными звонкими и глухими согласными в корнях слов. Для развития умения ориентироваться в гнёздах родственных слов нами используются упражнения на классификацию, на установление этимологической связи между словами, загадки о происхождении слов (см. приложение).

Е.В.Мазанова советует много времени уделить упражнениям в подборе однокоренных слов, что способствует развитию орфографического чутья у детей, формирует навык правописания слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, уточняет и обогащает их словарь.

Последующие логопедические занятия направлены на усвоение учащимися различных способов словообразования. Тема «Суффиксальное образование» направлена на устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов и включает «Уменьшительно-ласкательные суффиксы», «Суффиксы профессий», «Суффиксы прилагательных». Важно приблизить учащихся к пониманию того, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым лексическим значением (словообразовательные суффиксы), а также придать слову разный смысловой оттенок (указать на размер предмета, меру качества предмета, свое отношение к предмету – суффиксы оценки). Дети учатся выбирать необходимый суффикс при образовании нового слова, сравнивать с нормой и анализировать, делая вывод о правильности полученного слова. Упражнения по поиску ошибок в употреблении суффиксов, заполнение банка данных ярким цветом способствуют развитию орфографической зоркости. Логопед обращает внимание учащихся на частотность употребления суффиксов, выбираются самые продуктивные (см. приложение).

Приёмы работы.

1. Цель: Формировать представление о суффиксе и умение выделять суффикс в слове. Материал: карточки со словами в разных формах. Задание: выделить корень и изменяемую часть после корня. Делается вывод, что часть слова, стоящая после корня, может изменяться, служит для образования новых слов. ЛИСТ - ЛИСТОК – ЛИСТОЧЕК.

2. Цель: совершенствовать умение выделять суффикс. Материал: карточки со словами, имеющими одинаковый суффикс (имеющими один корень и разные суффиксы). Задание: выделить суффиксы в словах.

Осознанию учащимися роли суффикса способствует сопоставление суффикса с приставкой и окончанием. Суффикс сравнивается с приставкой в целях установления сходства по их словообразовательной роли и различия с учётом того места, которое они занимают в слове. Эта работа наиболее эффективна при выполнении словообразовательных упражнений, где роль приставки и суффикса наглядна (сказать – подсказать – подсказка).

Суффиксы сравниваются с окончанием для того, чтобы предотвратить их отождествление учениками. Сравнение проводится практически на основе выяснения словообразовательной роли суффикса и формообразующей роли окончания.

 Работа по теме «Приставочное словообразование» начинается с изучения приставок пространственного значения (на материале однокоренных глаголов). Различие в значениях пространственных приставок иллюстрируется с помощью практических действий, схем и картинок (см. приложение). Учащиеся легко делают вывод о роли приставки в слове, правильном её использовании.

Существенными признаками приставки являются её словообразовательная функция, место по отношению к корню (всегда перед корнем), образует новое слово того же лексико-грамматического разряда, что и производящее (присоединяется к уже грамматически оформленному слову). Усвоение словообразовательной роли приставки проходит наиболее успешно, если раскрыто её семантическое значение.   

С семантической ролью удобнее знакомить на примере глаголов, так как префиксальный способ образования для глаголов является типичным. При этом приставочные глаголы образуются от бесприставочных. Можно использовать отглагольные существительные (вход, выход, переход).

При выяснении значений приставок учитывается, что семантика приставки особенно отчётливо проявляется в условиях предложного управления, когда в значении приставки и предлога много общего (вбежал в комнату – направление движения внутрь чего-либо; отплыл от берега – значение удаления; подъехать к дому – значение приближения к объекту). Так как семантика приставки взаимосвязана с лексическим значением слова, которое управляется данным приставочным глаголом, целесообразно использовать словосочетания и предложения для выяснения роли приставок.

Известно, что приставки имеют несколько значений. Поэтому на дальнейших занятиях обращается внимание учащихся на многозначность некоторых приставок. Упражнения на закрепление словообразующей роли приставок имеют различную степень сложности и разную направленность.

Приёмы работы.

1. Материал: карточки со словом и приставками. Задание приставить к слову предложенные части и прочитать получившиеся слова. Вывод: приставка – изменяемая часть слова, стоит перед корнем и образует новое слово.

2. Прочитать предложения, используя одно слово из скобок: «Илья (приклеил, отклеил) марку к конверту. Папа (задвинул, придвинул) к столу стул.  Мальчик (дошёл, зашёл) до школы».

3. Выбрать нужную приставку и добавить её к словам: «Птицы _ летели к кормушке (от, под). Мама _ставила цветы в вазу (по, от)».

4.  Образовать новые слова с приставками на-, за-, над- от слов ломал, копил, писал. Объяснить их значение, составить предложение.

Наряду с наблюдениями над семантикой и словообразовательной ролью приставок проводится работа над формированием навыка слитного и графически правильного написания приставок (о-, об-, от-, ото- и другие). Учащиеся упражняются в правописании гласных и согласных букв в приставках. Далее проводится работа по дифференциации приставок и предлогов, предлагаются такие задания:

  1. Подсчитать, сколько слов с предлогами и сколько с приставками в тексте.
  2. Записать без скобок сочетания слов: (за) шла (за) другом; (за) писала (в) дневник.
  3. Подобрать по три слова с предлогом в и с приставкой в-.

 Логопедическая работа над каждой из морфем имеет свои особенности, так как их лингвистическая сущность специфична. Особым своеобразием отличается окончание, для которого ведущей является грамматическая функция. Окончание – это внешнее выражение грамматических значений слов, не зная которых, учащиеся не могут осознать и функций окончания.

Ещё для окончания характерна полифункциональность (выражает в слове одновременно несколько значений). Поэтому первоначальное представление об окончании как изменяемой части слова, с помощью которой устанавливается связь слов в предложении, складывается у учеников при выполнении упражнений, направленных на изменение формы слова в зависимости от сочетания его с другими словами в предложении. Усвоение синтаксической функции окончания происходит на основе усвоения связи слов в предложении и словосочетании. Своеобразие окончания по сравнению с другими морфемами лучше усваивается учащимися в процессе выполнения заданий, в которых проявляется функция каждой морфемы. При этом выясняется, какие морфемы используются для образования слов, как изменяется смысл слова в зависимости от приставки и суффикса. Затем ученикам предлагается изменить слова по числам, установить, какая часть слова при этом изменяется, меняется ли смысл слова. Такая работа наглядно показывает формообразующую роль окончания.

 После детального изучения каждой морфемы проводятся обобщающие занятия по теме «Состав слова. Закрепление», в ходе которых учащимся предлагается большое количество упражнений и игровых приёмов для закрепления полученных представлений о составе слова, тренировки навыков формообразования и словоизменения. Эти задания способствуют развитию пространственного мышления, помогают осознавать предлагаемый материал. В конце изучения каждого раздела обязательно даются контрольные задания, которые оцениваются логопедом (см. приложение).

Контрольные задания к разделу «Состав слова»

Тест №4. Выбери правильный ответ и впиши номер правильного ответа в табличку:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Слову земляной родственно слово:
  1. зимовать; 2) позёмка; 3) зимний; 4) зимушка.
  1. Приставка по-  есть в слове:
  1. подойти; 2) подождать; 3) подумать; 4) поднять.
  1. Состав корень и окончание имеет слово:
  1. дом; 2) лес; 3) огонь; 4) вода.
  1. Состав приставка и корень имеет слово:
  1. поход; 2) ходить; 3) ходики; 4) ходули.
  1. Состав корень и суффикс имеет слово:
  1. садочек; 2) садик; 3) посадка; 4) садовники.
  1. Состав корень, суффикс и окончание имеет слово:
  1. водянистый; 2) провод; 3) водяной; 4) водитель.
  1. Состав приставка, корень и суффикс имеет слово:
  1. подводник; 2) подростки; 3) подрастать; 4) подводить.
  1. Состав приставка, корень, суффикс и окончание имеет слово:
  1. рассмотреть; 2) раздача; 3) разгон; 4) разлом.
  1. Какое слово неправильно разобрано по составу?
  1. подарил; 2) крышка; 3) колесо; 4) дворник.
  1. Какое слово неправильно разобрано по составу?
  1. проводок; 2) закройщик; 3) ветерок; 4) стульчик.
  1. Какое слово неправильно разобрано по составу?
  1. перелесок; 2) перелез; 3) пересыпал; 4) перенёс.
  1. К словам утро, ходить, синий подходит схема:
  1.             ;   2)                        ;  3)               ; 4)                          .
  1. К словам мороз, хлеб, дождь подходит схема:
  1.                              ; 2)                       ; 3)               ; 4)                                  .
  1. К словам выносить, прополка, перелётный подходит схема:
  2.                        ; 2)                                 ; 3)                ; 4)                          .
  3. К словам верный, травка, просить подходит схема:
  1.               ; 2)                        ; 3)                             ; 4)                            .

В русском языке каждой части речи свойственны определённые словообразовательные особенности и есть взаимосвязь между морфемным составом слова и его принадлежностью к части речи. При этом морфемная структура слова, специфика его образования выступает в единстве с его лексическим значением и набором грамматических признаков.

При изучении словообразования, учащиеся испытывают трудность в определении производящего слова. Поэтому надо давать упражнения на осознание связи производящего и производного слов; на установление, от какого слова образовалось данное и при помощи каких морфем.

Производящее слово можно указать в упражнении или назвать, если ученик испытывает трудности при его определении. Важно при проведении морфемного анализа слова распознать, какой частью речи является производящее и производные слова.

Можно использовать в работе памятку разбора слова по составу:

 

Памятка разбора слова по составу

СЛОВО

непроизводное

(подобрать однокоренные слова; если данное слово самое короткое, оно непроизводное –производящее)

производное

(подобрать однокоренные слова; если есть слово короче, то данное слово – производное)

выделить окончание (нулевое - для этого измени слово) и основу слова

найти однокоренное непроизводное слово

выделить корень слова

определить, с помощью чего образовано слово

 

выделить части слова

Об уровне осознания роли морфемы учитель-логопед может судить по таким критериям:

  • Умение выделить морфему из слова.
  • Умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава (по схеме – см. приложение).
  • Умение словесно объяснить роль морфемы в слове.
  • Умение правильно употребить в предложении слова с приставками и суффиксами.

Опросник

  1. Ответить на вопросы:
    1. Какая часть в слове самая главная? Почему так думаешь?
    2. Для чего в слове служит приставка? Докажи примером.
    3. Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? Докажи.
    4. Для чего в слове служит окончание? Докажи.
  2. Сравнить слова, учитывая их смысл и состав (выходить – выбегать; берёза – берёзка; улететь - прилететь).
  3. Сравнить слова и доказать, родственные они или нет (школа, школьник, дошкольник). Какая часть слова делает их родственными? Какая часть слова делает их разными по смыслу?
  4. Разобрать по составу слова: пришкольный, подарок.
  5. Подобрать слова, состоящие из: корня и окончания; корня, суффикса и окончания; приставки, корня, суффикса и окончания.

Практика показывает, что младших школьников необходимо чаще ставить в позицию автора, активизировать их умственные способности, развивать речь. Поэтому на логопедических занятиях необходимы разнообразные дидактические игры с использованием ИКТ, которые развивают и корригируют память, внимание, наблюдательность, творческие способности, мелкую моторику учеников, повышают интерес к занятиям.

Список литературы:

  1. Барабанова М.Ю. Формирование действия морфемного анализа слов при изучении темы «Состав слова». Журнал «Начальная школа» №3, 1994.
  2. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с ЗПР// Практическая психология и логопедия №2(9) – 2004.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  4. Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий. – Яр., 2001.
  5. Логопедия. /Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2002.
  6. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М., 2004.
  7. Максимова М.О. Приёмы формирования навыков морфемного и словообразовательного анализа у учащихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и на логопедических занятиях. - Интернет-ресурсы, 2015.
  8. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка. Журнал «Начальная школа» №6, 1994.
  9. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб., 2001.
  10. Словарь логопеда. /Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 2001.
  11. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1999.
  12. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1999.

 

 

Категория: Доклады | Добавил: Tomax (08.12.2015) | Автор: Мурзаева А.М.
Просмотров: 1419 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши ссылки
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz